Заявление Петербургского «Яблока» в связи со статьёй Михаила Амосова «Пенсионная реформа как неизбежное зло»
С сожалением мы вынуждены констатировать, что мнение депутата М.И. Амосова, выраженное им в статье «Неизбежное зло», противоречит позиции РОДП «ЯБЛОКО».
Если кратко сформулировать суть его статьи, то речь идёт о том, что старение населения – общемировая тенденция, большинство стран повышают пенсионный возраст, а следовательно, уже одобренное в первом чтении Государственной Думой такое повышение для России – есть «неизбежное зло». И его надо принимать.
Между тем, позиция «ЯБЛОКА» по этому вопросу однозначна: повышение пенсионного возраста – это попытка решить проблемы экономики за счёт самых незащищённых граждан России. Не случайно сегодня из политиков, называющих себя оппозиционными, только Ксения Собчак поддержала повышение пенсионного возраста. И теперь – Михаил Амосов. Ни одна партия, даже из числа верных сателлитов «Единой России», не решилась поддержать эту инициативу – и причин тому много.
1. Как известно, Россия только начала процесс ратификации Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения», которой установлено, что пенсия должна замещать не ниже 40% заработка. 55 государств её давно ратифицировали, последней была Албания. Поэтому главным тезисом любого ответственного политика, помнящего о своих избирателях, должно быть требование сначала доказать способность повышения жизненного уровня пенсионеров, а лишь потом заговаривать о чём-то другом. Пока же россияне сталкиваются с постоянным обманом: мы прошли через отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам, замораживание пенсионных накоплений, мы получили минусовую доходность в НПФ. Поверим ещё одному обещанию? А ведь есть, кстати, «Европейский кодекс социального обеспечения», который устанавливает куда более высокие требования и о котором наши чиновники предпочитают не вспоминать.
М.И. Амосов тщательно перечисляет различные страны, в которых пенсионный возраст выше, чем в России. Однако он забывает упомянуть, какой в этих странах пресловутый коэффициент замещения пенсией утраченного заработка. В большинстве развитых европейских стран он составляет от 50% до 90%. В России, напомним, он реально не дотягивает и до 30%.
2. Нечасто партия «ЯБЛОКО» поддерживает высказывания В. Путина, но в данном случае обойти их не представляется возможным. Три года назад, отвечая на вопрос во время «прямой линии», он сказал: «Мы не готовы к тому, чтобы взять и повысить пенсионный возраст. Да, у нас растет продолжительность жизни, но для мужчин это 65 лет. Если мы поставим 65 лет выходом на пенсию, вы меня извините, это как будет? Отработал, в деревянный макинтош и поехал, что ли»?
Всё сказано совершенно правильно, жаль только, что президент в очередной раз забыл свои же слова. И жаль, что М.И. Амосов так старательно подбирает только те цифры, которые «работают» на поддержку инициативы властей. А хорошо бы вспомнить, что по средней продолжительности жизни Россия находится на 116 месте в мире. Ниже таких стран, как Вануату, Тонга, не говоря уже о наших соседях: Литве, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии, Молдавии, Белоруссии, Украине, Азербайджане. Конечно, можно вспоминать, что в Израиле женщины на пенсию выходят в 62 года, а мужчины в 67, но средняя продолжительность жизни там почти 83 года! Об этом «забывают» как российское правительство, так и депутат Амосов.
Установление пенсионного возраста для мужчин на уровне средней продолжительности жизни означает фактический отказ государства от социальных обязательств в этой сфере.
3. К сожалению, избранный от партии «ЯБЛОКО» депутат М.И. Амосов ни слова не сказал о том, что вопрос справедливого распределения в пенсионной системе связан отнюдь не только со льготами для военнослужащих. Депутат ЗАКСа Санкт-Петербурга целого ряда созывов начинает свою статью с того, что закон ударит и по нему, однако умалчивает, что он, как и все чиновники и депутаты парламентов России, будет получать не одну, а две пенсии. Партия «ЯБЛОКО» считает, что существование двух пенсионных систем – отдельно для «простых» граждан, отдельно – для чиновников и депутатов – аморально и должно быть прекращено.
4. Очень большая проблема – скрытая безработица. Её уровень на сегодняшний день крайне высок – до 30%. Люди формально заняты, но, по сути нормальных трудовых отношений нет, как нет и нормальной зарплаты. Теперь на рынок труда будут вытолкнуты сотни тысяч людей предпенсионного возраста, шансы найти работу у которых будут нулевые. Рабочих мест для этих людей нет. В каких странах Европы так решали проблемы во время кризиса? Риторический вопрос.
5. Правда ли, как утверждает Амосов, что политика установления пенсионного возраста «не зависит от типа политического режима, развитости или неразвитости здравоохранения, уровня военных расходов»?
Нет, это неправда.
Если речь идёт о государственных пенсиях, то в пенсионную систему направляется столько денег, сколько государство в лице его руководителей может и желает их направить.
Мы намеренно не упоминали тут Саудовскую Аравию, в которой коэффициент замещения составляет 100%, проще говоря, человек, выходя на пенсию, продолжает получать те же деньги, которые он получал в виде зарплаты. Но это вопрос пресловутой нефтяной ренты и расходов. Власти Саудовской Аравии расходуют эти деньги так, как считают правильным.
А власти России считают правильным другое – они направляют триллионы рублей на войну в Сирии и с Украиной, на поддержку властей африканских государств, на «прокорм» Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Донбасса… мы реализуем грандиозные проекты вроде Олимпийских игр, чемпионата мира по футболу… это миллиарды долларов. Мы строим мост в Крым, а его цена – годовой бюджет Санкт-Петербурга.
Достаточно прекратить эти бессмысленные траты – и никакого повышения пенсионного возраста не нужно.
6. Есть простой и ясный способ компенсировать выпадающие пенсионные ресурсы. Его предложил Г.А. Явлинский. Пусть государственные компании выплачивают часть своих дивидендов в Пенсионный фонд. Это решило бы вопрос и одновременно работало бы на социальную справедливость: ведь мы периодически читаем о том, как высший менеджмент этих компаний ежегодно распределяет в виде премий миллиарды рублей.
7. Решить проблему пенсий можно и с помощью роста экономики и повышения производительности труда. Но у нас стагнация и рецессия, а производительность труда падает. В таких условиях властям не остается ничего иного, как попросту изымать деньги у граждан. То, что называют «пенсионной реформой», на самом деле – простое изъятие у каждого гражданина России в среднем от миллиона до полутора миллионов рублей за 5-8 лет.
В один год мы получили рост налогов (НДС), повышение пенсионного возраста, существенный рост цен на топливо и новое падение рубля на фоне санкций. Можно ли искать европейские и мировые параллели, забыв, в какой стране мы живем и не учитывая особенностей нашей экономики и политики? Повышение пенсионного возраста в наших условиях направлено исключительно на то, чтобы обеспечить продолжение гонки вооружений, на раздувание расходов на силовиков, на оплату изоляции России от всего цивилизованного мира – и искать ему оправдания недопустимо.
Кузнецова Екатерина Михайловна
Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения
РОДП «ЯБЛОКО»