Заявление Санкт-Петербургского РО РОДП «Яблоко» в связи с ситуацией на Ленинградской атомной электростанции

22 декабря 2018 года в городе Сосновый Бор Ленинградской области будет остановлен блок №1 Ленинградской атомной станции. В этот момент начнётся процедура вывода из эксплуатации первого в России блока РБМК, который расположен на берегу Финского залива, в 40 км от Санкт-Петербурга.

По усреднённым оценкам, при демонтаже одного блока АЭС образуется 100 000 тонн бетона, 5 000 тонн стали и 500 тонн других радиоактивных отходов (РАО). Одна из серьёзнейших проблем — графитовая кладка. Что делать с 1500 тонн реакторного графита, пока неизвестно — нет отработанных методик. Тем временем, этот графит содержит изотоп углерода С14 с периодом полураспада 5730 лет, хлор-36 с периодом полураспада 300 000 лет, легко растворимый в воде и влажном воздухе, а также тритий (H3), эффективной защиты от которого просто не существует.

Весь мир помнит взрыв четвёртого энергоблока Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. Радиоактивные облака прошли над большой частью Европы. Вокруг Чернобыля установлена 30-километровая зона отчуждения. Из оборота выведено около 5 млн Га земель, уничтожены сотни населённых пунктов. Сломаны судьбы людей.

Об этой трагедии было объявлено лишь через 36 часов, 27 апреля!

Не повторится ли подобное на берегу Финского залива, рядом с 5-миллионным мегаполисом?

Как в СССР, так и в сегодняшней России чиновники не считаются с мнением населения и не несут никакой ответственности за последствия принятых ими решений. И это, наряду с общетехнической и общекультурной деградацией, неадекватной кадровой политикой в современной России — одна из главных причин опасаться повторения чернобыльских событий.

Мы не призываем раскрыть технологию утилизации радиоактивных отходов. Местных жителей волнует, каким образом будут утилизироваться и где размещаться сотни тысяч тонн этих отходов, каким будет качество окружающей среды до и после начала демонтажа, как будет организован независимый — вневедомственный — экологический мониторинг, на какие средства будет осуществляться вывод из эксплуатации.

Однако интересующей общественность информации не найти ни на интернет-ресурсах, в том числе — ведомственных, ни в печатных СМИ. А на письма граждан руководство ЛАЭС отвечает отписками, ссылаясь на необходимость обеспечения безопасности.

К сожалению, аргументированно возразить атомному ведомству жители не могут, поскольку процедура общественного участия и общественного контроля в сфере использования атомной энергии законодательно не проработана. Право гражданского общества на участие и контроль не закреплены в федеральных законах, регулирующих деятельность госкорпорации «Росатом» («О радиационной безопасности населения», «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», «Об обращении с радиоактивными отходами»). Не прописано это и в региональных законах об охране окружающей среды, ядерной и радиационной безопасности.

Нет положения об общественном контроле и в нормативных документах ГК «Росатом». Хотя в 2016 году по настоянию Сергея Кириенко (в то время главы ГК «Росатом») был разработан проект «Положения об общественном контроле в атомной отрасли». В нём использовались рекомендации, изложенные в законе «Об основах общественного контроля…». Однако после ухода Сергея Владиленовича из «Росатома» новое руководство Общественного совета корпорации решило тему общественного контроля снять с повестки дня. По сути, мы наблюдаем тенденцию возвращения Росатома к ведомственной закрытости советских времён.

Демонтаж атомных блоков и закрытость — явления несовместимые. Отсутствие диалога между атомщиками и населением приведёт к росту социальных, экологических и политических рисков. В том числе — на международном уровне. Высока вероятность того, что своё беспокойство в связи с проектом выразят наши соседи по Балтике. Тем более, что вслед за блоком №1 начнётся вывод блоков №2 (2020 год), №3 (2024 год), №4 (2026 год). При этом механизма взаимодействия между сопредельными государствами также не существует, поскольку РФ вот уже более 20 лет не ратифицирует конвенцию Эспо.

Жители региона абсолютно справедливо считают, что без общественного участия и контроля реализация проекта по демонтажу блоков ЛАЭС недопустима.

Санкт-Петербургское региональное отделение РОДП «ЯБЛОКО» требует от органов государственной и региональной власти, надзорных органов, атомного ведомства, гражданского общества следующих действий:

1. утверждения ГК «Росатом» «Положения об общественном контроле в атомной отрасли»;
2. принятия федерального закона о выводе отработавших ядерно опасных объектов в РФ;
3. внесения в российские федеральные и региональные законодательные акты поправок, обеспечивающих общественные участие и контроль в процедуре вывода отработавших ядерно опасных объектов;
4. ратификации РФ Орхусской и Эспо конвенций.

Согласно концепции вывода блока №1 ЛАЭС, после остановки он будет готовиться к демонтажу до декабря 2023 года. У нас в запасе пять лет.

Вконтакте: