Вишневский предложил быструю и дешевую альтернативу аэроэкспрессу
Борис Вишневский обратился к вице-губернатору Петербурга Игорю Албину с предложением о строительстве узкоколейной железной дороги до станции метро «Купчино» в качестве дешевого и быстрого варианта транспортного сообщения с аэропортом Пулково, альтернативного аэроэкспрессу.
Руководитель фракции «ЯБЛОКО» в ЗакСе отмечает, что по предварительным оценкам стоимость строительства аэроэкспресса составит 280 млн евро (19,3 млрд рублей), что сделает его безнадежно убыточным, а следовательно недополученная инвестором прибыль будет возмещаться за счет бюджета Санкт-Петербурга.
«Аэроэкспресс может постигнуть судьба ЗСД, инвесторам которого город ежегодно выплачивает из бюджета миллиарды недополученной прибыли», - считает Борис Вишневский.
Кроме того, поездки на аэроэкспрессе до Витебского вокзала будут крайне неудобны для жителей всей южной части Санкт-Петербурга, а высокая стоимость билета (300-500 рублей) вынудит пассажиров пользоваться другими видами транспорта.
******
Вице-губернатору Санкт-Петербурга
И.Н. Албину
191060, Санкт-Петербург,
Смольный
Уважаемый Игорь Николаевич!
Озвучиваемые в последнее время планы строительства аэроэкспресса от аэропорта «Пулково» на условиях государственно-частного партнерства, аналогичных уже реализованному соглашению по Западному Скоростному Диаметру, не могут не внушать опасения за бюджет Санкт-Петербурга.
Председатель Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Ирина Бабюк сообщила, что объем инвестиций в проект строительство аэроэкспресса предварительно составит 280 млн евро (19,3 млрд рублей).
Полагаю, что такая стоимость проекта сделает его безнадежно убыточным, а следовательно, недополученная инвестором прибыль будет возмещаться за счет бюджета Санкт-Петербурга.
В 2014 и 2015 годах пассажиропоток аэропорта «Пулково» составил соответственно 14,3 и 13,5 млн пассажиров. Учитывая непростую внутриэкономическую ситуацию и внешнее санкционное давление, гарантий устойчивого роста пассажиропотока, к сожалению, нет.
Представляется, что заявленный Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга пассажиропоток аэроэкспресса в 8 млн человек совершенно нереалистичен. Лимитирующими факторами являются:
- стоимость билета в 250-300 рублей, превышающая стоимость поездки на автобусе и метро в 3-4 раза и сопоставимая с минимальной стоимостью поездки в такси;
- значительная обеспеченность петербуржцев личным автотранспортом и отказ от любого общественного транспорта;
- наличие быстрых, удобных и бюджетных автобусных маршрутов до станции метро «Московская» или «Сенная площадь»;
- неудобство поездок на аэроэкспрессе до Витебского вокзала для жителей всей южной части Петербурга.
По моему убеждению, цифру 8 млн человек в год следует делить в лучшем случае надвое — при условии если цена билета составит не более 50 рублей, т. е. будет сопоставима со стоимостью билета в автобусе или маршрутном такси.
Годовая выручка такого проекта составит: 4 млн пассажиров х 50 рублей / пассажир = 200 млн рублей в год. За вычетом значительных эксплуатационных расходов будет оставаться крайне скромная сумма; оптимистично допустим, что это будет 50%, или 100 млн рублей в год.
Таким образом, при стандартном 10-летнем сроке окупаемости проекта объем инвестиций не должна превышать 1 млрд рублей или 14,5 млн евро.
Понятно, что столь скромная сумма вынуждает искать наиболее экономичные варианты будущего аэроэкспресса — как в части технической реализации, так и в части трассы.
Представляется, что оптимальным вариантом является строительство узкоколейной железной дороги шириной колеи 1 м, которая прошла бы по трассе Малой Октябрьской узкоколейной железной дороги с ответвлением от нее в направлении аэропорта «Пулково» на участке между станциями «Шушары» и «Паровозный музей». Это позволит соединить «Пулково» и станцию метро «Купчино» недорогой и потенциально скоростной узкоколейной железной дорогой.
На данный момент трасса предполагаемого строительства относительно свободна и не потребует дополнительных расходов на выкуп земли. Всего потребуется построить около 10 км двухпутного электрифицированного узкоколейного пути, в том числе 0,3 км от станции «Молодежная» до станции метро «Купчино» и станции пригородных электропоездов «Купчино». Часть пути пройдет по трассе уже имеющегося эксплуатируемого участка Малой Октябрьской железной дороги (ширина колеи 0,75 м), по которому следует проложить двухпутную дорогу с шириной колеи 1 м.
По имеющимся у меня сведениям, стоимость прокладки 1 км пути коммерческой пассажирской узкоколейной железной дороги шириной пути 1 м, которая соединила бы жилой массив «Славянка» со станцией метро «Купчино», составляет примерно 25 млн рублей. Помимо дешевизны прокладки, другими преимуществами узкоколейной железной дороги являются: меньшая полоса отвода, малые габариты составов, значительно меньший радиус поворота пути, а следовательно — меньшие требования к трассе; уменьшенный износ тележек и рельсов на криволинейных участках; снижение стоимости тоннельных переправ.
Для прокладки пути потребуется пройти три пересечения с тремя наземными магистралями: Пулковским шоссе, линией железной дороги вдоль реки Пулковки и Витебским проспектом. Потребуется строительство трех тоннельных путепроводов, опыт быстрого строительства которых без перекрытия движения методом продавливания грунта уже имеется у Октябрьской железной дороги.
Также следует учитывать, что на станции «Детскосельская» уже имеется депо (для составов с шириной колеи 0,75 м), которое эксплуатируется лишь в целях работы Малой Октябрьской железной дороги, а также подвижные составы для узкоколейных железных дорог. В России локомотивы и вагоны для узкоколейных (0,75 м; 1 м) железных дорог строятся на Камбарском машиностроительном заводе (Удмуртия). Уже имеющиеся у Малой Октябрьской железной дороги подвижные составы позволяют комфортно перевозить пассажиров со скоростью до 50 км/ч (при ширине пути 0,75 м). Ширина пути 1 м позволит безопасно перевозить пассажиров со скоростью до 120 км/ч. Отмечу, что именно скорость в 50 км/ч заявлена в проекте аэроэкспресса Комитетом по инвестициям.
Сравнительная простота прокладки узкоколейной дороги позволила бы выполнить работы к началу Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Схема и пояснительная записка прилагаются.
Уверен, что постройка участка узкоколейной железной дороги до станции метро «Купчино» позволит максимально сократить затраты на обустройство круглосуточной бесперебойной связи аэропорта «Пулково» как с Санкт-Петербургским метрополитеном, так и с системой пригородных электропоездов.
Убедительно прошу Вас поручить Комитету по транспорту Санкт-Петербурга разработать технико-экономическое обоснование для проекта узкоколейной железной дороги до станции метро «Купчино», а Комитету по инвестициям Санкт-Петербурга на основании этого технико-экономического обоснования — объявить конкурс на строительство аэроэкспресса именно по указанной узкоколейной трассе.
С уважением,
Депутат