В Санкт-Петербурге продолжается снос исторических зданий: «Яблоко» задало вопрос губернатору
В Санкт-Петербурге продолжается активный снос и реконструкция исторических зданий в последний год в интересах застройщиков. В городском правительстве утверждают, что никаких нарушений нет, но Следственный комитет возбуждает уголовные дела. Об этом депутаты фракции «Яблоко» спросили у губернатора города во время «Часа правительства» на заседании в среду, 26 апреля.
Так год назад, 28 апреля 2022 года, фракция «Яблоко» спрашивала, намерена ли администрация прекратить порочную практику противодействия сохранению исторических зданий, потворствуя застройщикам, стремящимся снести эти здания. И приводила конкретные адреса. Депутаты получили ответ, что никаких нарушений нет и все законно.
Через месяц, 31 мая 2023 года, Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье о превышении должностных полномочий сотрудниками КГИОП, указав практически те же адреса и факты, что и «Яблоко» (манеж Финляндского полка, бани Екимовой, дом Лапина, Василеостровский винный городок и другие).
Однако указанная практика в минувшем году продолжалась:
- дом Шагина (Фонтанка, 145): изменён предмет охраны, под охраной осталась только фасадная стена и коробка парадной лестницы, остальную часть здания сносят;
- дом Салтыковой (Б.Морская, 51): объект культурного наследия, сносят три дворовых корпуса;
- типография Брокгауза и Эфрон (Прачечный пер. 6): КГИОП утвердил экспертизу, позволяющую снести все дворовые корпуса;
- дом Басевича (Б.Пушкарская, 7): КГИОП отклонил заявку на включение здания в реестр выявленных ОКН, игнорируя экспертизу, проведенную Следственным комитетом и показавшую, что здание ремонтопригодно;
- ул. Егорова 23, литера Б: согласован снос здания 1909 года постройки, которое выдают за здание постройки 1930 года;
- корпуса завода Ригель (Профессора Попова 38): ансамбль дореволюционных зданий сносят под предлогом постройки якобы после 1917 года.
Депутаты были вынуждены повторить вопрос: намерена ли администрация прекратить эту практику?
«По названным вами адресам судебные решение приняты, или процессы продолжаются. Считаю, что суд – это высшая инстанция, которая определяет справедливость тех или иных решений. Специалисты могу ошибаться, общественники могут не правильно изучить какой-то вопрос. Но хочу обратить внимание, что ни одного решения принятой исполнительной властью суд не отменил», - сказал Александр Беглов.
Однако заместитель фракции «Яблоко» Борис Вишневский считает, что ответ дан не по существу.
«Противоестественна ситуация, когда градозащитники должны в судах защищать исторические здания от сноса, при этом Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры неизменно выступает в этих судах против градозащитников (в том числе, по делам о фальсификации годов постройки, и по делам о включении в реестр памятников). А должен быть по ту же сторону баррикады», - считает Вишневский