Союз потребителей против ограничения ручной клади в самолетах

Союз потребителей России направил министру транспорта Максиму Соколову письмо (копия есть в распоряжении «Известий») с просьбой отклонить инициативу авиаперевозчиков, выступивших за уменьшение нормы провоза багажа.

Из обращения следует, что предложение авиакомпании «Победа» о внесении поправок в федеральные авиационные правила, ограничивающих провоз багажа, входящего в стоимость билета, и ручной клади только одним предметом массой до 5 кг, вызывает у потребителей беспокойство.

Более того, в союзе уверены, что внести такие поправки в правила перевозок невозможно, поскольку они войдут в противоречие со статьей 106 Воздушного кодекса России. Там сказано, что «норма бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливается в зависимости от типа воздушного судна и не может быть менее 10 кг на одного пассажира».

Норма может варьироваться в зависимости от типа и размера самолета, то есть от технической возможности перевозить грузы, но 10 кг — минимум для всех. При этом санкционировать провоз багажа тяжелее нормы авиаперевозчики вправе и этим правом пользуются. Скажем, «Аэрофлот» установил норму в 23 кг на внутренних рейсах и вдвое больше — на дальнемагистральных.

Как рассказал «Известиям» сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов, проблема не только в «Победе», но и в действующих правилах.

Основные споры вызывает список из 18 предметов, которые авиапассажир может взять с собой в салон. Они перечислены в пункте 135 Правил авиаперевозок. Сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа без взимания платы пассажир имеет право провозить в салоне: дамскую сумочку или портфель; папку для бумаг; зонтик; трость; букет цветов; верхнюю одежду; печатные издания для чтения в полете; детское питание для ребенка; сотовый телефон; фотоаппарат; видеокамеру; портативный компьютер; костюм в портпледе; детскую люльку; костыли и складное кресло-коляску.

«Победа» предлагает отменить этот перечень, ограничив бесплатную ручную кладь только одной вещью весом до 5 кг. В Союзе потребителей тоже предлагают отменить перечень, но при этом четко определить ограничения по запрещенным предметам, а также габариты и вес разрешенного груза, не снижая минимальную планку в 10 кг.

— Нужно ограничить требования к ручной клади только двумя параметрами — весом и габаритами. Во многих аэропортах мира есть специальный ящик, куда вы помещаете свой чемодан и четко видите, входит он туда или нет. Не влез — ваши проблемы, всё четко и ясно. А лишать потребителя возможности бесплатно брать с собой вещи тяжелее 5 кг — это нарушение его прав, — считает Анатолий Голов.

По его словам, совершенно неважно, что вы везете — зонтик или трость, дамскую сумочку или детское питание, важно только то, сколько это весит и сколько места займет на полке.

Существенный момент — пассажиры должны быть заранее проинформированы о том, на каких условиях перевозится багаж. Но жалобы клиентов «Победы» говорят о том, что многие люди узнают обо всём в последний момент, стоя у стойки регистрации в аэропорту.

Анатолий Голов добавил, что идея российского лоукостера уменьшить перечень вещей из ручной клади до одной и понизить ее вес — странная еще и потому, что большинство международных авиакомпаний стремятся увеличивать объем предоставляемых услуг. Когда происходит наоборот — это нонсенс и «неуважение потребителя».

— С точки зрения экономики лоукостера инициатива «Победы», наверное, оправданная, — рассказал «Известиям» директор Института воздушного и космического права Aerohelp Олег Аксаментов. — Но она действительно упирается в то, что, согласно Воздушному кодексу, пассажир имеет право взять с собой не меньше 10 кг. 5 кг — это мало. Я бы сказал, что этого мало даже с точки зрения морали. Что касается возможностей авиаперевозчика изменить действующие правила, он, как и любое другое физическое или юридическое лицо, имеет право обращаться к субъекту законодательной инициативы: президенту, правительству, министерству.

Если говорить о судебных разбирательствах, самым заметным стало обращение в Ространснадзор депутата Госдумы Алены Аршиновой по факту дополнительной платы за провоз в ручной клади маленького рюкзака, выполнявшего функцию дамской сумочки. Суд принял решение в пользу пассажира.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров в разговоре с «Известиями» указал еще несколько моментов, о которых рядовой потребитель может и не знать.

К примеру, тезис о том, что любой пассажир может взять с собой 10 кг бесплатного груза, верен не до конца. Просто стоимость груза уже входит в тариф. И получается, что сегодня за эти 10 кг платят как те, кто берет с собой поклажу, так и те, кто путешествует налегке.

Во многих странах мира такого нет. Там эту ситуацию назвали бы навязанной услугой. Поэтому Роман Гусаров считает правильным не только снизить норму «бесплатного» провоза ручной клади, но даже «обнулить» эту цифру, передав вопрос ценообразования полностью авиаперевозчикам.

Ничего страшного не произойдет, уверен он. Наоборот, авиаперевозчики смогут внедрить более гибкую тарифную шкалу. Летишь совсем без вещей — платишь только за билет, ручная кладь в версии «лайт» — доплачиваешь столько-то, тяжелая ручная кладь — доплачиваешь еще. За счет этого можно снизить стоимость билетов. А те авиакомпании, которые летают на большие расстояния, за границу, конкурируют с мировыми лидерами, так и так не будут принимать мер, ущемляющих права потребителей, потому что иначе потеряют клиентов.

Коснулся Роман Гусаров и пункта 135 Правил о 18 предметах, которые можно взять с собой.

— Проблема не только в том, что вокруг них возникают споры: докажите, что это не портфель... Кто сказал, что это не дамская сумочка... Фактически сегодня пассажир может взять в салон все перечисленные 18 предметов, заняв ими чуть ли не всю полку. Логично было бы вместо «и» в перечне написать «или», — уточнил он.

Наконец, Роман Гусаров опроверг мнение о том, что перевозка «лишних» килограммов не является существенной затратной статьей для авиакомпаний. По его словам, с этим связаны значительные издержки. И если Минтранс прислушается не к Союзу потребителей, а к «Победе», ряд авиаперевозчиков могли бы повысить свою финансовую устойчивость.

Он добавил, что многие российские авиакомпании на самом деле солидарны с «Победой», просто боятся высказываться вслух, рискуя навлечь на себя гнев общественности.

Источник: газета «Известия»

Вконтакте: