«Мой район»: Открытый «переход смерти»
14-летняя Настя Кротова живет на Лыжном переулке. Почти каждый день она бегает через железную дорогу в створе Туристской улицы в ТК «Меркурий» — потусить с подругами. «Там мальчика поезд сбил, потому что он в наушниках переходил дорогу. Даже мемориал какой-то сделали — свежие цветы всегда лежат, венок, плюшевая игрушка… Мама меня всегда пугает этим переходом, — сама Настя не боится попасть под поезд. — Я перехожу только на зеленый сигнал».
Сыну Никиты Юферева три года. Семья купила квартиру в квартале на Туристской улице в 2014 году. «Мы часто пользуемся переходом, чтобы попасть в торговый центр или в парк 300-летия, всей семьей, с коляской», — говорит Никита. — Здесь огромный поток людей".
Он обратил внимание, что за один только 2017 год на переходе под колесами поездов погибли 7 человек. Последний случай произошел в октябре — поезд насмерть сбил 16-летнюю школьницу. «Я не хочу, чтобы, когда мой сын вырастет и пойдет в школу, этот переход существовал в таком виде, как сейчас, — рассказывает Никита. В сентябре он написал письмо в РЖД, в котором назвал переход «небезопасным» и попросил руководство Октябрьской железной дороги принять меры, чтобы изменить ситуацию. Ответ пришел в начале октября. «Они написали, что переход безопасный, люди виноваты сами, а буквально через день произошла очередная трагедия», — говорит Никита.
Никита Юферев опубликовал ответ в группе района «Соседи СПЧ», насчитывающей около 26 тысяч участников. Возникла идея написать петицию на имя президента страны. Сейчас петиция «Сделайте ж/д переход на Туристской безопасным!» собрала более 150 тысяч подписей.
Жертвы перехода
В 2017 году 7 человек погибло под электричками на ж/д переходе в створе Туристской улицы (Санкт-Петербург). Трагедии произошли: 5 февраля погибла 16-летняя первокурсница экономического колледжа Милена Степанян, 23 апреля погиб 19-летний Андрей Гуревич, 27 июля — 22-летний бармен Максим Рожнов, 31 июля — 25-летний Файзиддин Бердиев, 16 августа — 21-летняя Светлана Васильева, 4 сентября погиб 80-летний Василий Константинович Шевцов и 5 октября — 17-летняя школьница Саша Сереброва.
Народная тропа
Согласно замерам, сделанным помощником депутата Михаила Амосова, в день через железную дорогу в створе Туристской улицы переходят около 12000 людей.
С одной и с другой стороны Приморского шоссе и железной дороги расположены густонаселенные жилые кварталы, сады, школы, торговые центры, спортшколы. В 2018 году откроется станция метро «Беговая», которая привлечет с противоположной стороны еще больший поток людей, потому что станет ближайшей станцией метро. Можно предположить, что пропорционально возрастет и количество несчастных случаев.
Понимая это, Никита Юферев решил идти до конца, — он начал писать письма во все инстанции, подкрепляя их петицией. 25 октября администрация Президента перенаправила эту петицию в Министерство транспорта РФ, ОАО «Российские железные дороги», Министерству внутренних дел РФ и правительству Санкт-Петербурга.
3 ноября жителям ответили железнодорожники. Компания «считает актуальным строительство в этом месте подземного или надземного перехода за счет городского бюджета» и готова оказать содействие в выдаче технических условий на строительство объекта и предоставлении «окон» в графиках движения поездов для выполнения необходимых работ.
О дополнительных мерах повышения безопасности на переходе до окончания строительства в ОАО «РЖД» не сообщили.
13 ноября отреагировала Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. По их информации 29 октября 2017 года скорость движения поездов в районе пешеходного перехода снижена до 40 км/час.
Депутат ЗакСа Михаил Амосов лично встретился с губернатором Георгием Полтавченко и передал ему коллективное обращение жителей с просьбой вмешаться в ситуацию и ускорить решение проблемы на переходе.
На данный момент жителям удалось добиться того, что поезда перед приближением к переходу будут снижать скорость до 40 км в час. На переходе обновили предупреждающие таблички, в Смольном начались переговоры о строительстве под- или надземной конструкции.
Как сообщили МР в пресс-службе Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, они уже ведут переговоры РЖД по поводу строительства надземного или подземного пешеходного перехода: «Уже есть проектная документация на автомобильный путепровод в данном месте, однако он упирается в стартовый котлован станции «Беговая», поэтому его строительство в настоящий момент невозможно. Стройплощадку котлована можно будет убрать после того, как щит пойдет в сторону зоопарка».
«Моя подруга погибла на этом переходе»
За полтора месяца петиция набрала около 15 тысяч подписей. А за один день 15 ноября количество подписавших петицию вдруг увеличилось до 100 тысяч (сейчас уже 140 тысяч). Это произошло после того, как друг погибшей Саши Серебровой Вадим Еренков написал открытое письмо: «Моя подруга Саша погибла на этом злосчастном железнодорожном переходе. Ей было всего 17 лет. Помогите нам обезопасить этот переход и предотвратить новые трагедии».
Вадим Еренков рассказывает, как все произошло: «В тот день Саша шла в школу перед группой своих одноклассников. Фактически все случилось на их глазах. Секунда — она еще идет по переходу-«змейке», следующая секунда — её уже нет».
Молодой человек пытался проанализировать, почему Саша шагнула под поезд, и пришел к выводу, что одной из причин могла стать неправильно устроенная «накопительная змейка». «Поезд обычно выныривает очень быстро, и сориентироваться сразу сложно. Подозреваю, что большинство несчастных случаев происходит из-за того, что когда поворачиваешь к рельсам, почти сразу выходишь прямо на них, не хватает времени для осмотра ж/д с той и с другой стороны. Снос змейки решил бы эту часть проблемы. Очень резкий выход на рельсы после долгого движения спиной к путям — фактически нет времени, чтобы посмотреть обратно, нет ли поезда», — Вадим рисует схему выхода к путям, показывая, как идут люди, и откуда движется поезд. Получается, что перед тем, как ступить на рельсы, нужно остановиться и осмотреться. Но когда пользуешься маршрутом ежедневно по несколько раз, совершаешь его на автомате.
Вадим видит решение проблемы в установке шлагбаумов. «Надо поставить шлагбаумы, препятствующие проходу людей при проезде поезда; в долгосрочной перспективе — совсем закрыть этот переход, построив надземный или подземный.
Никита Юферев добавляет, что поезда могли бы делать кратковременную остановку перед переходом: «Поезд тяжелый и даже если машинист увидит прыгнувшего под поезд человека и нажмет на тормоз, такую махину физически сложно остановить — у нее инерция. Если бы поезд заблаговременно снижал скорость и делал остановку перед переходом, то сам переход он бы проезжал с толчка. Без инерции».
Местный житель Дмитрий Жаворонков предлагает изменить конфигурацию заборной змейки, ведущей к переходу, — чтобы змейка имела эффект, прежде чем попасть на рельсы, человек должен немного пройти вдоль путей в одну сторону, потом развернуться и пройти вдоль путей в другую сторону — чтобы посмотреть в обе стороны дороги. Сейчас на переходе зигзага нет.
Кто-то из активистов предлагал установить зеркала, чтобы пешеходы видели приближающийся со спины поезд.
Никита Юферев опасается, что власти предпочтут построить надземный переход, какие обычно строят в Петербурге: с неработающими лифтами и неудобными лестницами и пандусами. По его словам он может стать настоящей преградой для родителей с колясками, инвалидов и пожилых людей. «Такой уже построили на переходе на Яхтенной улице в километре он нашего. Он идет только через Приморское шоссе, но это самая ужасная конструкция, которую только можно возвести. Никто не будет с коляской или с тростью подниматься на четыре-шесть пролетов вверх, а потом спускаться вниз. Люди будут бегать понизу. Станет еще опасней. Учитывая, что этот надземный переход пойдет над проводами, обслуживающими ЖД — это будет очень высокий переход с оооочень длинной лестницей».
В пресс-службе Октябрьской железной дороги считают главной своей задачей — профилактику нарушений. Здесь по-прежнему уверены, что переход отвечает всем требованиям безопасности, а основная причина несчастных случаев — невнимательность людей и «привычка постоянно находится в наушниках». «Надо объяснить родителям, что они ни в коем случае они не должны нарушать правила при детях. Сейчас, если строго соблюдать правила на переходе и идти на зеленый сигнал светофора — с вами 100 процентов ничего не случится», — говорит пресс-секретарь ОЖД Юлия Минеева.
Печальная статистика РЖД
С 2013 года на переходе на Туристской улице зафиксировано 13 случаев травмирования граждан (2014 — 2 человека, 2015 — 3, 2016 — 1, 2017 — 7). Все трагедии произошли в результате пренебрежения правилами личной безопасности.
В зоне деятельности Октябрьской магистрали с января по октябрь 2017 года в результате несоблюдения правил поведения на транспортной инфраструктуре травмы получили 210 человек (на 3% меньше, чем за аналогичный период 2016 года), 117 из них погибли.
За 10 месяцев текущего года на территории магистрали травмы получили 15 несовершеннолетних, 11 детей погибли, в том числе 4 несовершеннолетних получили смертельные электротравмы.
(Информация предоставлена пресс-службой ОАО «РЖД»)
Мнения
«Люди — рациональные существа и очень не любят стоять, когда можно было бы идти»
Данила Горохов, специалист в сфере городского дизайна, анализа данных, городской мобильности
Напрямую аналогичных переходов в Европе я не встречал. Что-то подобное я видел в Стокгольме на остановках трамвая на острове Lidingo: в местах перехода через рельсы — где люди идут к остановке — установлен шлагбаум. Шлагбаум устроен так, чтобы через него нельзя было ни перепрыгнуть, ни подлезть. Когда поезд начинает ехать, шлагбаум закрывается и открывается сразу, как только задняя часть поезда покидает створ перехода. Все работает как часы.
В случае с переездом на Туристской улице, я думаю, делать здесь над- и подземные переходы — во-первых, очень дорого и долго, во-вторых, зная, как их делают в нашем городе — они только усложнят жизнь пешеходам и особенно маломобильным группам населения.
Второй момент — пока не сделаешь так, чтобы человек физически не мог чего-то сделать — он будет продолжать это делать — так вышло с Удельной и так происходит в других местах высокого запроса и народных тропах.
Я бы предложил делать не шлагбаум, а выезжающие при приближении поезда заграждения — грубо говоря, забор, который с помощью встроенного механизма сдвигается в сторону, закрывая проход пешеходам, и открывается (это важно!) в тот же момент, что последний вагон поезда пересек створ переезда. Люди — рациональные существа и очень не любят стоять, когда можно было бы идти. Такой механизм защитит человека в наушниках и любого невнимательного пешехода от случайного выхода на пути, потому что он просто упрется в препятствие.
Насчет строительства нового перехода и закрытия существующего наземного — закрыть народную тропу очень сложно. Нужно предложить жителям такой вариант, который будет не менее комфортным. Поэтому если уж строить переход — то в виде подземного тоннеля, постепенно уходящего вниз, без ступенек, и потом поднимающегося наверх. Он должен быть пологим, чтобы бабушки и дедушки и мамы с колясками могли спокойно по нему пройти, он должен быть посыпан гранитной крошкой, а также очищаться ото льда и большого количества снега. В Скандинавии, Европе таких переходов много, а у нас, по сути, нет, хотя как раз этот вариант наиболее комфортен и безопасен для большинства участников движения на переездах.
«Надо принимать экстренные меры: либо шлагбаум, либо пост полиции или сотрудников РЖД»
Михаил Амосов, депутат ЗакС
Михаил Амосов встретился с губернатором Петербурга Полтавченко и передал ему 1208 подписей под коллективным обращением, инициированным школой и садиком, с предложением обеспечить безопасный пешеходный переход через железную дорогу в створе Туристской улицы.
«Мы беседовали с губернатором около получаса и получился очень конструктивный серьезный разговор, по итогам которого губернатор дал поручение вице-губернатору Албину отработать этот вопрос.
Одна из проблем, которую мы обсуждали, — слабое взаимодействие города и руководства железной дороги. Вследствие этого была допущена серьезная градостроительная ошибка. Весь узел не был проработан ни с точки зрения размещения железнодорожной платформы в этом месте, ни с точки зрения пешеходного перехода. Скоро еще построят метро «Беговая» и поток людей через этот переход увеличится в разы — люди будут ходить через дорогу к себе домой. Под железной дорогой можно было сделать пересадочный узел.
Теперь мы должны задуматься о том, как люди будут ходить от станции «Беговая». Нужно решать этот вопрос очень быстро — принимать экстренные меры: либо шлагбаум, либо какой-то пост полиции или сотрудников РЖД. А затем уже задумываться о проектировании или строительства перехода — под- или надземного — но такого, чтобы людям было удобно по нему ходить.
Оригинал публикации: http://mr7.ru/articles/171213/