Борис Вишневский в «Новой газете»: Крестный ход к бюджету
Смольный не осмеливается перечить РПЦ, задумавшей перекрыть Невский в будний день и организовать доставку страждущих за счет районных администраций.
Секретарь Санкт-Петербургской епархии РПЦ протоиерей Сергий Куксевич 30 августа разослал «отцам благочинным Санкт-Петербургской епархии» циркуляр, посвященный подготовке к предстоящему 12 сентября крестному ходу в честь «дня перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского».
Как известно, из-за этого крестного хода почти на два дня собираются перекрыть движение на большей части Невского, Казанской площади и одноименной улице.
Неудобства для горожан, не собирающихся участвовать в крестном ходе, очевидны – проезд по центру будет (в рабочий день, заметим) резко затруднен. Но Смольный не осмеливается перечить епархии.
Вообще-то Невский проспект – зона, запрещенная для массовых акций. Ни оппозиционеры, ни гражданские активисты и мечтать не могут, чтобы ради них перекрыли Невский, попытка провести там шествие кончится массовыми задержаниями. И только религиозные «обряды и церемонии» почему-то составляют исключение...
Впрочем, этим дело не ограничивается.
Протоиерей Куксевич, «по благословению» митрополита Варсонофия, предписывает «отцам благочинным» обратиться к районным администрациям и главам муниципальных округов – на предмет получения помощи в транспортировке к месту крестного хода пожилых и многодетных, а также доставки богослужебных предметов, необходимых для крестного хода.
Хоть убей – не помню такой статьи в бюджете города или в муниципальных бюджетах. Нет там ни строчки про вывоз граждан на крестный ход. А была бы попытка ее внести – первый голосовал бы против. Лучше бы за счет бюджета пожилых или многодетных вывозили с окраин в центр города на прогулку. Или в театр. Или в музей.
Задумаемся: РПЦ – мягко говоря, не самая бедная организация в стране. Собирает огромные (и совершенно неконтролируемые государством) средства за счет пожертвований, в том числе якобы «добровольных» (таковыми объявлена бывшая плата за экскурсии в Казанском и Смольном соборах). Не платит с этих доходов никаких налогов. И имеет при этом наглость протягивать руку к бюджету.
Господа «благочинные», вы хотите помочь пожилым и многодетным добраться на крестный ход? Прекрасно: ну так откройте церковный кошелек и наймите для них соответствующий транспорт. Не разоритесь. Но вы же жадные, правда? Зачем тратить церковные средства, если можно обратиться к чиновникам, а те не откажут – при той симфонии государства и РПЦ, где нынче сплошное перекрестное опыление. Первые дают вторым все, что ни попросят, а вторые уверяют, что власть первых – от бога, и ей надо подчиняться, не пытаясь ее сменить.
Гражданские активисты не просят администрацию за счет бюджета возить людей на митинги, даже пожилых и многодетных. Им это в голову не приходят. Хотя они такие же граждане и налогоплательщики, как участники крестного хода. С такими же правами. Как там у нас с отделением церкви от государства? Или это уже неактуально?
Цепляет, кстати, еще одна замечательная фраза в циркуляре протоиерея Куксевича. В призывах на крестный ход предписывается «указывать на актуальный характер почитания Александра Невского, боровшегося с западноевропейской экспансией».
Какой, однако, политически правильный (по нынешним временам) посыл! Вполне в русле кремлевской политики и передач Киселева – Соловьева.
Но абсолютно безграмотный.
Западноевропейская экспансия, ага. Историю бы учили, убогие.
Экспансия – точнее, нашествие – в ту пору (середина XIII века) была с прямо противоположной стороны. Не с Запада, откуда приходили, как правило, мелкие набеги (серьезные историки давно оценили весьма скромные масштабы побед «святого и благоверного» Александра – и «Невской битвы» и «Ледового побоища», разительно отличающиеся от изображенного в фильме Эйзенштейна), а с Востока. С известными последствиями. При этом взаимоотношения Александра с ордой были, как известно, неплохими. Процитируем академика Валентина Янина: «Александр Невский, заключив союз с ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил монгольскую власть на Новгород, который никогда не был завоеван монголами. Причем выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких».
А можно еще вспомнить так называемую Неврюеву рать 1252 года. Процитируем Льва Гумилева: «Родной брат Александра Андрей заявил, что заключает союз со шведами, ливонцами и поляками с целью избавиться от монголов. Монголам стало известно об этом союзе, вероятно, благодаря самому Александру Невскому. Батый, выполняя союзнические обязательства, послал на Русь полководца Неврюя, который разбил войска князя Андрея, и тот был вынужден эмигрировать в Швецию. При этом Неврюева рать нанесла Руси ущерб больший, нежели поход Батыя»...
Неплохо для «святого и благоверного», правда? Но об этом не расскажут прихожанам, зазывая их на крестный ход.