Основные предложения по уборке города зимой, высказанные на «круглом столе» Петербургского «Яблока»
11 февраля 2019 года в петербургском отделении партии «ЯБЛОКО» прошел «круглый стол» по теме зимней уборки города, качеством которой мы все крайне недовольны. «Круглый стол» вела председатель Санкт-Петербургского отделения партии «ЯБЛОКО» Екатерина Кузнецова, в нем приняли участие заместитель председателя Жилищного комитета Сергей Шарлаев, руководитель фракции «ЯБЛОКО» в Законодательном Собрании Борис Вишневский, общественные активисты – Дмитрий Гусев (представивший часть своего проекта «Делайте правильно», касающуюся указанной темы), Вадим Сафонов, Павел Шапчиц, Александр Маханьков, Александр Верещагин, Герман Ольховский, Ольга Егорова, а также члены «ЯБЛОКА» и жители города.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
- Образование сосулек на крышах и наледи на тротуарах.
Причина образования сосулек в том, что кровельный лист подогревается теплом чердака при отрицательной температуре воздуха. На верхней части уклона снег тает, стекает вниз, и частично замерзает в виде наледи, а частично замерзает в виде сосулек.
Чтобы решить проблему нужны действия по двум направлениям: снижение излучения тепла и улучшение выдувания тепла с чердака.
- теплоизоляция труб отопления минеральной ватой с фольгой
- выведение на кровлю оголовков фановых труб, если они выведены на чердак.
- теплоизоляция фановых труб и труб вентиляции, прилегающих к кровле
- теплоизоляция и вентиляция электрооборудования на чердаках
- ликвидация тепловых карманов - мест застоя воздуха на чердаке, где скапливается тепло, это делается слуховыми окнами и продухами.
- обеспечение проветривания чердака: жалюзи на дверях выхода на кровлю и слуховых окнах, вентиляционные грибки (продухи), особенно важно - коньковые продухи
- теплоизоляция перекрытий керамзитом или пеноплексом и армированной стяжкой.
Устранение причин образования сосулек позволит:
- снизить расходы тепла
- устранить риски для жизни
- снизить расходы на сброс снега, так как не нужно скалывать лёд
- не будет повреждения цинкового покрытия лопатами и пробития листов кровли ломами, возникнет экономия на летних ремонтах
- не будет наледи под водосточными трубами
- снизятся расходы на льдоудаление, оплату травматизма, противогололёдные реагенты
- Опасное для жизни и здоровья состояние многих тротуаров
Причины образования наледи на тротуарах:
- стекание воды с кровель
- вытекание воды из водостоков
- утаптывание и укатывание снега до состояния наката
Последствия возникновения наледи:
- дополнительные расходы на скалывание наледи
- дополнительные расходы на реагенты.
- дополнительные расходы на лечение пострадавших людей.
- дополнительные расходы на ремонт водостоков и тротуаров,
- дополнительные расходы на весеннюю уборку и мытьё.
- дополнительные расходы на очистку ливневой канализации и сточных вод.
Предложения:
- исключить вытекание воды на тротуар в зимнее время (для этого надо исключить таяние снега на кровле при отрицательной температуре воздуха – см. п. 1)
- исключить контакт воды с атмосферным воздухом
- увести воду из водостоков в ливневую канализацию (реализовано в Финляндия, в Беларуси, и даже в здании Главного штаба в Санкт-Петербурге)
Причина невозможности (или крайнего затруднения) использования техники для уборки тротуаров (при том, что механизированная уборка в шесть раз дешевле и в двадцать раз быстрее) – наличие на тротуарах значительного числа инженерных конструкций и элементов благоустройства:
- заборы и ограждения, установленные якобы для "безопасности" или для ограждения уличного озеленения
- рекламные тумбы, щиты, столбы для установки дорожных знаков, опоры освещения и так далее.
Предложения:
- провести постепенный демонтаж инженерных конструкций, мешающих проезду уборочной техники по тротуарам: рекламных тумб, щитов, столбов дорожных знаков, стоек информационных указателей
- демонтировать защитные ограждения, мешающие проезду уборочной техники по тротуарам (за исключением мест, где возможны аварии, связанные с выходом пешеходов на проезжую часть в неположенном месте)
- разрешить только такое размещение вывесок на фасадах зданий, при котором плоскость вывески параллельна плоскости фасада (это позволит размещать дорожные знаки на кронштейнах, закреплённых на фасадах зданий, а не на отдельных столбах.
3. Недостаток работников для ручной уборки
Предложения:
- проверка фактического состояния штатов управляющих компаний и предприятий, осуществляющих уборку (есть большие подозрения, что оформлены одни, а работают другие, причем за часть положенной зарплаты)
- законодательное закрепление "прозрачности" кадрового состава управляющих компаний (публикация на сайте не только данных о руководстве, но и данных о работниках, в том числе, дворников)
- привлечение дополнительных работников для ручной уборки за счет средств Резервного фонда в сложных ситуациях (с закреплением, при необходимости, таких полномочий Правительства Санкт-Петербурга)
4. Помехи для уборки улиц, вызванные припаркованным транспортом
Предложения:
- введение гибкой системы ограничения парковки (чтобы запрет на парковку совпадал с графиком проезда уборочной техники)
- учет реальной ширины дороги при составлении графика движения техники
- дифференцированный запрет на парковку для различных работ по уборке
- увеличение числа общедоступных паркингов
- запрет за долгосрочное хранение транспорта на проезжей части дорог
- оперативная эвакуация автомобилей с тротуаров
5. Недостаточное количество уборочной техники
Предложения:
- рассчитать нормативное количество техники (в Петербурге ее в несколько раз меньше, чем в Москве, в расчете на единицу площади уборки) и выделить необходимые средства из бюджета для ее закупки
- выделить средства для того, чтобы часть техники предприятия, занимающиеся уборкой, могли арендовать (это избавляет от необходимости ее хранить и сокращает простои).
6. Проблемы с финансированием и оплатой работ.
Предложения:
- перейти на систему субсидирования работ по содержанию и уборке дорог (с оплатой по фактически выполненным объемам, в том числе с привлечением дополнительных людей и техники).
- довести уровень оплаты работ на содержание и уборку дорог до нормативного с запретом на сокращение соответствующих статей бюджета при корректировке
7. Отсутствие координации работы различных "убирающих" служб и неопределенность ответственности
Предложения:
- планирование работ, с использованием электронного реестра, исключающее необходимость повторной уборки из-за снега, сброшенного с крыш или вывезенного из дворов и складируемого на проезжей части
- передача обязанностей по зимней уборке тротуаров соответствующим управляющим компаниям или предприятиям (организациям, учреждениям)