Ольга Покровская: "Горизбирком незаконно отказал в регистрации по проведению референдума"
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
члена Санкт-Петербургской избирательной комиссии О.Л. Покровской о постановлении Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 21.06.2016 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Санкт-Петербурга»
21 июня 2016 года Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла постановление «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Санкт-Петербурга» (далее – Постановление от 21.06.2016).
С указанным Постановлением от 21.06.2016 я не согласна, за него не голосовала по следующим причинам.
1. Порядок назначения референдума Санкт-Петербурга установлен статьями 14, 15 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), статьями 21 – 25 Закона Санкт-Петербурга от 19.03.2004 N 136-21 «О референдуме Санкт-Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга).
2. В соответствии с положениями статьи 22 Закона Санкт-Петербурга инициативная группа по проведению референдума обращается в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации данной группы. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос (вопросы) или текст проекта закона Санкт-Петербурга или иного нормативного правового акта Санкт-Петербурга, предлагаемого для вынесения на референдум; фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, с указанием даты его выдачи и наименования или кода выдавшего его органа каждого члена инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории Санкт-Петербурга. К ходатайству инициативной группы по проведению референдума должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума.
Данное ходатайство подписывается всеми членами инициативной группы по проведению референдума, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения, поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Никаких иных требований к документам, предоставляемым инициативной группой по проведению референдума в комиссию референдума законодательство не предусматривает. В том числе в законодательстве отсутствуют какие-либо требования к оформлению протокола собрания инициативной группы по проведению референдума.
3. Пунктом 5 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга установлено, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
- в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Устава Санкт-Петербурга, Закона Санкт-Петербурга - о направлении их в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга;
- в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума.
То есть законодательство устанавливает единственную причину для отказа Санкт-Петербургской избирательной комиссии в регистрации инициативной группы по проведению референдума – несоответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, Устава Санкт-Петербурга и Закона Санкт-Петербурга.
4. В Постановлении от 21.06.2016 Санкт-Петербургская избирательная комиссия сформулировала несоответствующие указанным выше нормам законодательства требования к протоколу собрания инициативной группы. В частности, указано, что «в случае если инициативная группа по проведению референдума на своем собрании избирает председателя собрания (председательствующего) и секретаря собрания, протокол собрания доложен содержать сведения о включении этого вопроса в повестку дня, количестве членов инициативной группы, участвовавших в голосовании, а также о результатах голосования по данному вопросу». В Постановлении от 21.06.2016 отмечено также, что «указанные выше обстоятельства не позволяют с достоверностью установить факт проведения собрания инициативной группы до обращения в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с ходатайством о ее регистрации, также тот факт, что все граждане, указанные в ходатайстве в качестве членов инициативной группы, приняли участие в собрании и выразили свою волю по вопросам, обозначенным в протоколе собрания инициативной группы от 7 июня 2016 года…».
Таким образом, Санкт-Петербургская избирательная комиссия указала на необходимость предоставления инициативной группой следующих доказательств: а) проведения собрания в срок, не определенный законодательством; б) участия в собрании всех членов инициативной группы; в) выражения воли всех членов инициативной группы по вопросам, обозначенным в протоколе.
Данные требования, сформулированные Санкт-Петербургской избирательной комиссией, не соответствуют положениям Федерального закона, Устава Санкт-Петербурга, Закона Санкт-Петербурга и не могут служить основанием для отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума. В то же время оснований для отказа, соответствующих Федеральному закону, Уставу Санкт-Петербурга, Закону Санкт-Петербурга, Постановление от 21.06.2016 не содержит.
5. Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, граждане России имеют право участвовать в референдуме. Как установлено частью 3 статьи 55 Конституции российской федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Санкт-Петербургская избирательная комиссия, сформулировав требования к документам инициативной группы по проведению референдума, не соответствующие Федеральному закону, Уставу Санкт-Петербурга, Закону Санкт-Петербурга, но послужившие основанием для отказа в регистрации инициативной группы, вышла за пределы своих полномочий, определенных статьей 23 Федерального закона.
6. Таким образом, считаю, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия, приняв Постановление от 21.06.2016, незаконно отказала в регистрации инициативной группы в проведении референдума Санкт-Петербурга по вопросам:
1) Согласны ли Вы с тем, что безымянному мосту в створе проспекта Героев, пересекающего Дудергофский канал, не может быть присвоено наименование «мост Ахмата Кадырова»?
2) Согласны ли Вы с тем, что присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения), элементам планировочной структуры, расположенным на территории Санкт-Петербурга, установление порядка и правил присвоения таких наименований, изменение, аннулирование таких наименований должны быть отнесены к полномочиям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга?
3) Согласны ли Вы с тем, что присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения), элементам планировочной структуры, расположенным на территории Санкт-Петербурга, изменение, аннулирование таких наименований должны осуществляться с учетом мнения жителей Санкт-Петербурга?
6. Прошу приложить изложенное Особое мнение к соответствующему решению Санкт-Петербургской избирательной комиссии, сделать в протоколе заседания комиссии соответствующую запись и опубликовать особое мнение в соответствии с требованиями пункта 17 статьи 28 Федерального закона.
Член Санкт-Петербургской
избирательной комиссии
с правом решающего голоса О.Л. Покровская