О муниципальном фильтре

 

Депутатам

Законодательного Собрания

Санкт-Петербурга

 

Уважаемые коллеги!

На заседании Законодательного Собрания 29.11.2017 г. планируется рассмотрение законодательной инициативы фракции «ЯБЛОКО» о принятии Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)".

Инициатива предусматривает расширения прав политических партий, представленных в Государственной Думе ФС РФ, и политических партий, представленных в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, при выдвижении кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

А именно - освобождение указанного кандидата от сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. То есть, от прохождения так называемого «муниципального фильтра».

В связи с рассмотрением указанной инициативы хочу напомнить, что губернаторские выборы 1995-2004 годов проходили без использования «муниципального фильтра», в обстановке серьезной политической конкуренции, и это никак не сказалось негативным образом на проведении соответствующих избирательных кампаний.

В 2012 году, когда президент Российской Федерации Д.А.Медведев предлагал вернуть выборность губернаторов, он говорил о необходимости для кандидатов заручиться поддержкой со стороны муниципальных депутатов, поскольку это  покажет уровень их реальной поддержки в регионах.

Еще тогда обоснованно говорилось, что введение подобного «фильтра» не имеет практически никакого отношения к реальной поддержке гражданами соответствующих кандидатов в губернаторы, а направлено, - в ситуации, когда подавляющее большинство муниципальных депутатов избрано или состоит в партии «Единая Россия», - исключительно на ограничение политической конкуренции и уменьшение числа возможных кандидатов в губернаторы.

Практика проведенных с 2012 года губернаторских выборов вполне оправдала эти предположения. Выборы в 2012-2017 году прошли в 87 регионах (где-то они успели пройти даже по два раза), и за единственным исключением их выиграли или действующие губернаторы, или временно назначенные на этот пост президентом лица, выдвинутые или поддержанные «Единой Россией».

Что касается других кандидатов, то пройти «муниципальный фильтр», как правило, смогли лишь представители думских партий — ​КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР, да и то не всегда им это удавалось: там, где у них были сильные кандидаты, обязательно возникали проблемы. Достаточно сказать, что в 2014 году к выборам губернатора Санкт-Петербурга не допустили одного из самых популярных в городе политиков, депутата Госдумы Оксану Дмитриеву («СР»), зато пройти «муниципальный фильтр» без проблем смогли Тахир Бикбаев и Андрей Петров, о которых как до выборов, так и после них ничего не было слышно как о политиках, имеющих поддержку граждан. В Тульской области в 2016 году «фильтр» не смог преодолеть действующий депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев, в Бурятии в 2017 году (тоже от КПРФ) – действующий член Совета Федерации Вячеслав Мархаев.

Для непарламентских партий картина еще выразительнее. Примерно в полутора десятках регионов зарегистрироваться смогли кандидаты от «Патриотов России» и «Коммунистов России», по нескольку удачных попыток было у «Родины», «Зеленых», «Гражданской платформы», «Правого дела», Партии пенсионеров и  «Казачьей партии». В отдельных случаях регистрировались даже кандидаты от таких партий, как «Города России», «Честно», Партия свободных граждан, «Автомобильная Россия», КПСС, Партия мира и единстве и  Партия социальной справедливости.  Вряд ли все они имели на своем счету достаточное число муниципалов — ​скорее в большинстве случаев «спонсорскую помощь» им оказывали единороссы, да и реальной оппозицией назвать перечисленные партии сложно.

Если же говорить о реальной непарламентской оппозиции, то «Яблоку»  удалось зарегистрировать своего кандидата на губернаторских выборах только в четырех регионах, в том числе в Москве и Московской области, «ПАРНАС» смог сделать это в двух регионах (Москве и Ярославле). В то же время от «Яблока» не смогли пройти «фильтр» такие известные политики, как Лев Шлосберг в Псковской области и Евгений Ройзман (мэр Екатеринбурга, избранный прямым голосованием) в Свердловской.

В постановлении Конституционного суда, принятом в 2012 году, заявлено, что федеральный законодатель «вправе ставить условия, исключающие участие в выборах тех кандидатов, которые не имеют достаточной поддержки избирателей», и что именно подписи муниципалов будут означать «признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах действовать в интересах жителей региона». Однако, трудно предположить, что Оксана Дмитриева, Лев Шлосберг или Евгений Ройзман не имеют поддержки избирателей или не способны действовать в интересах жителей. Но они могут выиграть выборы у кандидата от партии власти — ​значит, надо их (и других опасных конкурентов) на выборы не допустить.

В этой ситуации представляется, что «муниципальный фильтр», при котором муниципальные депутаты наделены правом ограничивать выбор избирателей, нуждается в скорейшей отмене. Или как минимум — ​в качестве первого шага — ​в освобождении от необходимости его «проходить» хотя бы для партий, которые представлены в Госдуме или в соответствующем региональном парламенте и уже показали, что имеют под­держку избирателей. За отмену «муниципального фильтра» для парламентских партий в апреле 2017 года выступили все думские фракции, кроме «Единой России», поддержала это предложение и глава ЦИК Элла Памфилова. Наконец, за отмену «фильтра» выступил в первый зам. руководителя администрации Президента РФ Сергей Кириенко.

С уважением,

Руководитель фракции «ЯБЛОКО» 

 Б.Л.Вишневский 

Вконтакте: