«Депортация жителей и зачистка удобных для жизни кварталов ради сверхприбылей застройщиков». Борис Вишневский про закон о петербургской реновации
Парламентское большинство Законодательного Собрания Санкт-Петербурга поддержало в первом чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законы по вопросам комплексного развития территорий в Санкт-Петербурге». За проголосовали — 34 депутата, против — 11, воздержалось — 3
На фото: Борис Вишневский/ пресс-служба партии
Согласно проекту закона, внесённого губернатором Александром Бегловым, в городе вводится порядок по определению территорий, на которых старые здания планируется сносить, а на их месте возводить новые.
Депутат Законодательного собрания, зампред партии «Яблоко» резко раскритиковал идею Смольного с парламентской трибуны.
«Проект закона, который внесло правительство города — это перенос в Петербург худших образцов московской реновации, которая привела к серьезным конфликтам с жителями. А чтобы никто не успел толком это понять - проект вносят перед концом парламентского сезона под крики "гипс снимают, клиент уезжает", и требуют во что бы то ни стало принять его в течение недели в трёх чтениях», - отметил Борис Вишневский.
«За красивыми словами прячется простая суть: сочетание депортации жителей и зачистки территории удобных для жизни кварталов ради коммерческих сверхприбылей застройщиков», - подчеркнул депутат.
В документе сказано, что решение о комплексном развитии будет принимать орган власти, которому это поручит правительство Петербурга. Законопроект определяет, что относить к реновации могут не только аварийные дома, но и ряд других зданий, которые построены с 1957 года по 1970 год «по типовым проектам, разработанным в указанный период времени». Это строения типа «хрущёвки» панельные.
Там же определяется, что собрание собственников по решению вопроса о комплексном развитии должно пройти в течение 60 дней со дня опубликования проекта решения о реновации. Жителям домов, попавших в реновацию, должны будут выплатить средства из бюджета на покупку нового имущества, следует из законопроекта.
Полный текст выступления Бориса Вишневского:
Проект закона, который внесло правительство города - это перенос в Петербург худших образцов московской реновации, которая привела к серьезным конфликтам с жителями. А чтобы никто не успел толком это понять - проект вносят перед концом парламентского сезона под крики «гипс снимают, клиент уезжает», и требуют во что бы то ни стало принять его в течение недели в трех чтениях.
Проект имеет принципиальные недостатки даже по сравнению с изменившимся Градостроительным кодексом, куда включили пролоббированные застройщиками нормы о «комплексном развитии». За красивыми словами прячется простая суть: сочетание депортации жителей и зачистки территории удобных для жизни кварталов ради коммерческих сверхприбылей застройщиков.
1. К территориям «комплексного развития» предлагается отнести все «хрущевские» кварталы, панельные постройки 1957-70 годов, независимо от технического состояния и степени износа домов. Хотя среди них есть дома с высокими потолками, просторными комнатами и кухнями - на ул. Седова, Малой Охте, Кантемировской улице. «Комплексное развитие» таких территорий приведет не к улучшению, как декларируется, а к ухудшению жилищных условий проживающих в них граждан.
2. Какие именно из этих территорий пойдут под «комплексное развитие» (под этим названием-маской прячется снос жилых домов и последующая сверхуплотнительная застройка зачищенной территории - решит правительство. Проектом предлагается передать полномочия по определению границ территорий КРТ правительству города (и органам, которые оно «уполномочит»).
Дома будут снесены, а жители - принудительно переселены: кто не захочет подписать договор о переселении в, возможно, не устраивающее его жилье - будет принужден к этому по суду. Причем, переселение - в соответствии в ГрК - в пределах «городского округа». То есть, в любое месте города. Хоть за КАДом. В высотные гетто, вроде тех, которые уже понастроили в Шушарах или на Парнасе.
3. Проект закона включает положение о 60 днях на собрание в статью «Иные требования к КРТ». А ведь «иные требования» - это не требования к порядку принятия решения о КРТ, это требования к самому КРТ. Прежде всего — это требования к высотности, плотности застройки, обеспеченности зелеными насаждениями. Или о необходимости соблюдения режимов зон охраны объектов культурного наследия при КРТ, если вдруг кому-то придет в голову «реновировать» такие территории.
Судя по всему, правительство не хочет ограничивать себя вообще ничем.
4. Собственникам жилья дается всего 60 дней на проведение общих собраний в многоквартирных домах, расположенных на «территориях комплексного развития», чтобы решить, будет ли их дом включен в программу. Скорее всего, они не успеют за такие сроки это сделать - и могут узнать о проекте решения ближе к концу этого срока. Как сейчас сложно проводить собрания - хорошо известно. А если не успеют провести, дом автоматически включается в программу КРТ.
Те же дома, которые смогут «отбиться» от программы КРТ, всё равно получат стройку окна-в-окна в своем квартале. Проект не предусматривает никаких гарантий земельной обеспеченности для «отказавшихся» домов. Нет сомнения, что их земельные участки будут формироваться по обрезу фундамента.
Для справки: на территориях КРТ застройка будет идти БЕЗ УЧЕТА ранее утвержденных генплана, ПЗЗ и ППТ. Можно будет как угодно повысить плотность застройки. Уверяю вас, это точно будет сделано. Ради сверхприбылей. И именно поэтому первыми в очереди на КРТ будут самые комфортные и удобные для жизни кварталы.
Есть и еще целый ряд дефектов, на которых не буду останавливаться, экономя время.
Что необходимо, и «Яблоко» внесёт эти поправки:
1. Границы территорий КРТ должны устанавливаться законом СПб, а не исполнительной властью. Проект закона может вносить губернатор, но принимать должен парламент. Иначе правительство – если развязать ему руки, - отнесет к таким территориям лишь наиболее привлекательные для застройщиков. А кварталы, где действительно нужна «реновация», останутся в стороне.
2. Недопустимо огульно отдавать под «реновацию» все «хрущевские» кварталы. Необходимо в качестве критерия «комплексного развития» указывать не только годы постройки, но и техническое состояние домов. ГрК дает возможность региональному законодателю установить до 5 требований к домам. Почему мы не используем эту возможность?
3. Пункт 5 части 1 статьи 67 ГрК обязывает субъект РФ определить перечень предельных параметров разрешенного строительства, указываемых в решении о КРТ. Где этот перечень в проекте закона? — его нет.
Конечно, необходимо отражать там предельную высотность, плотность застройки, минимальную обеспеченность зелеными насаждениями.
4. И, конечно, на проведение собраний собственников надо дать не менее 120 дней.
Эта норма должна быть включена в закон отдельной статьей, а «Иные требования к КРТ» должны включать требования к высотности, плотности застройки, обеспеченности зелеными насаждениями.
Если проект будет принят в таком виде, под бульдозер пойдут давно обжитые кварталы, с хорошей транспортной доступностью, с социалкой, зелеными насаждениями.
Советую учесть: поддержка московской реновации стоила на выборах своих мест многим муниципальным и региональным депутатам.
Это на нарушения политических прав - и даже на «спецоперации» - граждане часто смотрят сквозь пальцы.
А вот угроза для своего жилья и сложившегося образа жизни очень быстро делает человека гражданином.
Предлагаю отклонить проект и направить его на переработку. Не принимая во внимание причитания «надо успеть принять до лета»: ничто не мешало правительству внести закон хоть год назад, изменения в ГрК были приняты в конце 2020 года.
Проект правительства — это внезапная «спецоперация» против петербуржцев.