Цена вопроса — судьбы сотен тысяч граждан. Отмерить надо семьдесят семь раз, прежде чем резать
Борис Вишневский о законе «об улучшении жилищных условий»
Уважаемые коллеги, сложнейший закон, многое меняющий в жилищной политике и правилах улучшения жилищных условий граждан, внесен в ЗАКС за два дня до обсуждения на комиссии по соцполитике. И конечно, как часто бывает, в «первоочередном порядке». Потому что вовремя не успели.
Когда закончится этот вопиющий непрофессионализм? После вынесения вотума недоверия курирующему вице-губернатору? Или самому губернатору?
Теперь по сути.
Нам говорят, что никто из участников отменяемых целевых программ – расселения коммуналок и «Молодежи – доступное жилье», - не пострадает, все сохранят свои права. Но текст законопроекта этого не подтверждает.
Ключевой вопрос: нет чёткой формулировки о том, что участники программы «Молодежи - доступное жилье» сохраняют право на получение жилых помещений по договору социального найма, либо на получение содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий до фактической реализации права (невзирая на достижение детьми совершеннолетия, а родителями - и после достижения ими 35 лет, если они встали на очередь на содействие до достижения ими 35-летнего возраста. Иначе около 80% участников, ставших старше 35 за время ожидания, не успевшие получить помощь, одинокие очередники и очередники, чей супруг или супруга не являются очередниками, потеряют право на «содействие».
Что им останется? Обычная городская очередь, которая фактически заморожена уже почти 30 лет. Напоминаю, что сейчас жилье получают обычные очередники вставшие на очередь до 1980 года. Ждать надо 40 лет!
Новация: предоставление жителям коммуналок содействия в виде предоставления свободных жилых помещений коммерческого использования по договору найма на условиях и в порядке, которые предусмотрены законом Санкт-Петербурга.
Последствием предоставления помещения коммерческого использования является снятие очередника с очереди и возможность использования помещения коммерческого использования сроком не более 10 лет. То есть, по прошествии 10 лет семья оказывается и без жилья, и без очереди.
Эта норма раньше была, но в 2017 году ее исключили. И правильно сделали. Зачем возвращать?
Предлагается в качестве альтернативы получить «беспроцентный займ». Но для его одобрения нужно подтвердить достаточно высокий доход. Не все смогут. И получается парадокс: чтобы оставаться на очереди, надо подтверждать, что ты малоимущий, а чтобы получить займ - предоставить справку о высоком доходе.
Субсидии: с 2022 года предлагается установить очередность выплат не по году постановки на городскую очередь, а по дате вступления в программу МДЖ.
На фото: Борис Вишневский/пресс-служба Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Но после «пополнения» постановления правительства СПб № 312 от 2006 года «О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений…» (с мизерным бюджетом по сравнению с числом участников) еще участниками закрывающейся программы МДЖ, и 40 лет ожидания в очереди для получения субсидии будет мало.
Получить социальные выплаты на расселение коммуналки можно будет только если квартира включена в перечень с согласия всех собственников и (или) нанимателей (членов семьи нанимателей и (или) собственников) жилых помещений в коммунальной квартире. Полагаю, что согласие всех собственников и (или) нанимателей, а также членов их семей на расселение коммунальных квартир явно дискриминационным условием.
Ранее была формулировка, которая позволяла гражданам выехать из коммунальной квартиры, даже если не все жители квартиры были согласны на расселение и избежать, в том числе, коммунального террора.
Необходима серьёзная доработка, с созданием совместной рабочей группы, с участием депутатов и представителей заинтересованной общественности, и обязательно провести депутатские слушания. Цена вопроса - судьбы сотен тысяч граждан. Отмерить надо семьдесят семь раз, прежде чем резать.