«Бюджетные деньги тишину не любят!». Заявление Регионального совета Петербургского «ЯБЛОКА»
ЗАЯВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОВЕТА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОДП «ЯБЛОКО»
«БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ ТИШИНУ НЕ ЛЮБЯТ! »
1. Бюджет по-прежнему остается закрытым документом для обсуждения
Городские власти, которые существуют на деньги граждан (налог на доходы физических лиц - 47 % от собственных доходов бюджета Санкт-Петербурга), представили проект закона о главном финансовом документе на рассмотрение Законодательного Собрания без учета мнения городского сообщества.
Публичные слушания по проекту бюджета проводились в заочной форме всего 7 дней. При этом, закончились публичные слушания в 18 часов 2 ноября, уже после того, как городской парламент успешно принял бюджет в первом чтении.
Парламентарии также были ограничены в возможности полноценного участия в бюджетном процессе. Депутатам даже не был роздан полный пакет необходимых материалов, среди которых такие важные, как прогноз социально-экономического развития города на среднесрочную перспективу и заключение Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга (последнее было опубликовано на официальном сайте КСП только 31 октября – в день рассмотрения вопроса о бюджете на Бюджетно-финансовом комитете).
Пояснительная записка к проекту бюджета содержит скудную информацию, отсутствует анализ ситуации в экономике города, не приведена динамика основных финансовых параметров, нет обоснований по ряду расходов - в основном авторы пояснительной записки отделались общими фразами.
Наконец, обсуждение бюджета на заседании Законодательного Собрания ограничилось жёстким регламентом – один вопрос губернатору и одно выступление от фракции. После этого депутаты приступили к голосованию.
«ЯБЛОКО» не приемлет такой подход, когда участие городского сообщества и депутатов в бюджетном процессе сводится к роли статистов.
2. Бюджетное планирование осуществляется не на должном уровне
Ко второму чтению Губернатором внесены поправки по основным характеристикам бюджета: доходам, расходам, дефицита.
Основные параметры бюджета существенно отличаются от данных Прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов – доходы занижены, расходы и бюджетный дефицит возросли.
Доходная часть бюджета искусственно занижена. Прогнозирование ряда собственных доходов городского бюджета осуществлялось с применением низких коэффициентов собираемости (0,76 и 0,80). Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности запланированы в проекте бюджета 2017 года ниже, чем в бюджете 2016 года с учетом его корректировки.
Этот вывод подтверждается в Заключении Контрольно-счетной палаты.
3. Бюджет предлагается принять с предельным дефицитом
В проекте закона заложен самый высокий уровень дефицита бюджета за последние 15 лет - более 69 млрд. руб. Правительство города предлагает в качестве основного источника покрытия дефицита (более 98%) заёмные средства, среди которых основную долю составляет размещение государственных бумаг.
За 2015 и 2016 годы бюджет исполняется с профицитом: за 2015 год - более 7 млрд. руб.; на 1 октября 2016 года более 24,2 млрд. руб. Остатки средств бюджета на счетах на начало 2016 года более 82,5 млрд. руб.
«ЯБЛОКО» категорически против политики необоснованного раздувания дефицита и наращивании долга.
4. Продолжается финансирование неэффективных бюджетных расходов
Расходы на общегосударственные нужды и расходы на многомиллиардные затратные строительные проекты растут, а финансирование социальной политики, культуры, охраны окружающей среды физической культуры и спорта сокращается.
5. Цена на разовый проезд в общественном транспорте вырастет в следующем году почти на треть
Формирование бюджета Санкт-Петербурга на 2017 год в транспортной сфере по-прежнему исходит из непрозрачности деятельности транспортных предприятий и постоянного повышения цен на проезд.
Цена на разовый проезд вырастет в следующем году почти на треть: с 35 до 45 рублей в метрополитене и с 30 до 40 рублей в наземном транспорте, при этом общественного обсуждения планируемого повышения проведено не было, а отчёты транспортных ГУПов по-прежнему не являются общедоступными и прозрачными.
«ЯБЛОКО» считает, что изменение транспортной политики в пользу большей скорости и стабильности общественного транспорта могло бы привести к большей эффективности системы и меньшим расходам в расчёте на одного пассажира.
Однако комплексная программа по повышению эффективности системы городом до сих пор не разработана, тогда как цены на проезд и бюджетные субсидии продолжают лавинообразно расти.
В предыдущем созыве депутаты фракции «ЯБЛОКО» внесли законопроект об аудите эффективности тарифов государственных монополистов, однако эта инициатива не получила поддержки парламентского большинства. Сейчас "ЯБЛОКО" вносит доработанный проект и будет добиваться его принятия.
Ко второму чтению бюджета фракция "ЯБЛОКО" внесла поправку о выделении 3 млрд. руб. дополнительных субсидий перевозчикам за счет отказа от выделения 3 млрд. руб. в уставный фонд ГУП "Петербургский метрополитен". Это позволило бы не допустить резкого роста платы за проезд. Однако, эта поправка была отклонена парламентским большинством.
«ЯБЛОКО» считает, что депутаты, отказавшиеся поддержать эту поправку, тем самым поддержали рост платы за проезд.
6. Фракция «ЯБЛОКО» в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга не поддержала проект бюджета в первом чтении
Фракцией было внесены предложения:
1. Отклонить проект закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».
2. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» передать проект закона о бюджете в согласительную комиссию для уточнения основных характеристик проекта бюджета.
3. Провести поименное голосование за принятие проекта бюджета в первом чтении.
Однако, предложения «ЯБЛОКА» приняты не были.
7. Поправки «ЯБЛОКА» ко второму чтению бюджета были проигнорированы
Депутаты «ЯБЛОКА» Михаил Амосов и Борис Вишневский подали 17 поправок на сумму более 10 млрд. руб.
«ЯБЛОКО» предложило существенно сократить средства, заложенные на переезд городских чиновников в комплекс «Невская ратуша», отказаться от расходов по достройке Западного скоростного диаметра и по выплате процентов по облигационным займам оператора магистрали, не доплачивать из бюджета до желаемой прибыли инвесторам Западного скоростного диаметра.
Освободившиеся средства наши депутаты предложили направить на ремонт школ и медицинских учреждений, благоустройство Курортного лесопарка, существенное увеличение финансирования программ «Молодежи – доступное жильё» и расселения коммунальных квартир.
Однако на заседании Законодательного Собрания парламентское большинство («Единая Россия» и ЛДПР – всего 39 депутатов) уклонились от голосования по поправкам «ЯБЛОКА», фактически провалив их принятие.
8. Продолжена практика анонимной "поправки Бюджетно-финансового комитета".
Пресловутая "поправка БФК", против которой последовательно выступало "ЯБЛОКО", считающее ее коррупционной, сохранена - хотя и в измененном виде. Теперь она представлена как поправка фракции "Единая Россия", где по-прежнему невозможно выяснить, кто конкретно из депутатов является автором того или иного предложения о выделении бюджетных средств.
В связи с изложенным, Петербургское «ЯБЛОКО» выступает против принятия закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в третьем чтении.
06.12.2016 г.
Председатель
Санкт-Петербургского регионального
отделения РОДП «ЯБЛОКО» М.И.Амосов