Александр Кобринский: «Националистические штампы, которые употребляет Навальный, возможно, «на автомате», — это уже подсознание»
Сегодня уже очередной человек спрашивает меня, правда ли, что Навальный в «дебатах» с Гиркиным повторил слова Путина о том, что «русские — разделённый народ».
Отвечаю. Я не знаю, кто за кем повторял. Навальный говорил это и в 2012, и в 2013 годах. В марте 2014 года эти слова произнёс Путин во время своей знаменитой речи, оправдывающей захват Крыма.
В мире есть много народов, живущих в разных странах. Применяются разные выражения: «большая диаспора», «рассеяние», «соотечественники за границей» и т.п. Всё это — достаточно нейтральные выражения.
«Разделённый народ» — это вполне устойчивый термин, применяющийся с 1930-х годов и усвоенный националистами. Он предполагает, что русский народ был разделён в своё время по чьей-то злой воле, и теперь необходимо его «собрать». Как собрать — это мы видели на примере Крыма.
Прошу понять меня правильно: я сейчас не оцениваю взгляды Навального. Более того, я вовсе не считаю, будто он разделяет идеи о необходимости захвата восточных районов Украины, Латгалии и Северного Казахстана. Я согласен с теми, кто утверждает, что его риторика сильно изменилась с тех времён, когда он призывал идти на Тбилиси.
Но язык всё равно выдаёт. Засевшие националистические штампы, которые он употребляет, возможно, «на автомате», — это уже подсознание.
И это — та причина, почему мне с ним, при всём уважении к его борьбе с коррупцией, не по пути.