Арсений Афиногенов: «Причин к тому, чтобы мы «отвязались» от нефти, я не вижу»
Дмитрий Медведев намедни сказал: мы, мол, отвязались от цен на нефть.
Я посмотрел данные за последние три месяца, свёл их в график и увидел, что стоимость нефти BRENT увеличилась за этот период примерно на 10 долларов за баррель, но рубль аналогичного укрепления к доллару не показал! Можно сказать, да, «курс» действительно «отвязался», только не в ту сторону, увы.
Во-первых, напомню, мы под санкциями, а крупным компаниям по кредитам надо расплачиваться в конце года. Долгосрочные кредиты за рубежом теперь закрыты, поэтому они закупают валюту у нас. Именно это в совокупности с обвалом цен на нефть и пресловутыми санкциями явилось причиной коллапса в конце 2014 года. Теперь же на фоне роста цен на нефть эти скупки валюты под кредиты оказались незаметны, так как скомпенсировали потенциальный рост рубля.
Во-вторых, Минфин стал активно скупать валюту, особенно в ноябре. Если в октябре Минфин купил валюты на 75 миллиардов рублей, то в ноябре уже на 120 миллиардов рублей.
В-третьих, Штаты ввели против нас новые санкции, которые, разумеется, опять же ударили, — сюрприз! — не по доллару, а по рублю.
Так что, как говорится, не всё так однозначно, и я бы посмотрел на динамику ещё раз, скажем, через полгода. Да и причин к тому, чтобы мы «отвязались» от нефти, я никаких не вижу. ВВП практически не растёт, так откуда мог взяться тот сектор экономики, который бы убрал эту нефтезависимость? Я понимаю, что когда главным консультантом по этим вопросам у Д.А. Медведева является кандидат экономических наук В.В. Путин, то там и не такие выводы можно сделать. Но, может, в том и есть многие проблемы нашей страны, что других экономистов у нас особо не жалуют?