Лев Щеглов: Российское общество тяжело больно, однако выздоровление возможно, организм пока жив
20 апреля 2017 года в рамках Школы современной политики в офисе петербургского «ЯБЛОКА» выступил доктор медицинских наук, известный публицист и телеведущий, профессор Лев Щеглов. Он прочитал лекцию на тему «Психологический портрет современного российского общества», и в ходе ее фактически поставил больному российскому обществу диагноз. Оказалось, многое из происходящего сегодня в России можно объяснить, к сожалению, с точки зрения психиатрии. Но раз уж диагноз поставлен, то становится понятным, как и чем наше больное общество лечить.
Представил Льва Щеглова присутствующим (а конференц-зал петербургского «ЯБЛОКА» на Шпалерной, 13 был полон) Анатолий Голов, руководитель Школы современной политики, член бюро партии «ЯБЛОКО». А присутствовавший на лекции Михаил Амосов, председатель петербургского «ЯБЛОКА», напомнил, что в рамках Школы современной политики проходят встречи не только с известными политиками, но и экономистами, публицистами, и вот в этот раз – психологом. «Вопрос, который мы традиционно задаем выступающим у нас такой. Кто виноват – мы знаем. А что теперь делать?» - спросил Михаил Иванович.
Напрямую на этот вопрос Лев Щеглов сразу отвечать не стал, и сначала нарисовал психологическую картину современного российского общества. Он отметил, что постсоветскому человеку характерна крайняя инфантильность. Причем инфантильность психологическая, характеризующаяся незрелостью суждений. Фактически взрослые остаются в этом на подростковой стадии развития.
Отсюда вытекает неумение и нежелание брать на себя какую бы то ни было ответственность. Второе следствие инфантильности – патернализм. Причем для большинства россиян непререкаемым авторитетом обладают не только бог, отец, царь, но и вообще любой начальник. Еще одним следствием инфантильности Лев Щеглов назвал присущую взрослым людям прямо-таки подростковую доверчивость и гипнабельность (индивидуальная способность подвергаться гипнотическому воздействию). А также – эмоциональное, а не рациональное отношение к окружающему миру. Профессор привел в качестве примера Кашпировского, рекламу «МММ» и сакрализацию власти.
Вторым по значимости тревожным симптомом Лев Щеглов назвал неразвитость у россиян психических процессов и как результат – поиск простых решений. Отсюда – и расцвет конспирологических теорий, постоянный поиск разного рода тайных заговоров. «Паранояльная готовность – это опасная вещь», - напомнил профессор. Одновременно у многих, по его мнению – шизофреническое расщепление и «действия наоборот»: люди доверяют тем, кому доверять не стоило бы – разного рода мошенникам и пропагандистам. А в действиях своих реальных доброжелателей, даже родственников и друзей видят разного рода злобные козни. То есть, фактически, большинство россиян не различают добро и зло. Здесь – корни еще одной болезни россиян, бытовой агрессивности.
Еще один симптом современного российского общества – двоемыслие. Человек думает одно, говорит – другое. Причем в разных ситуациях он может говорить совершенно разные вещи (на кухне, в беседе с коллегами, на собрании). «Да, это следствие советской жизни, - подтвердил Лев Щеглов. – Связь советского поведения и современного почти не прервалась. Небольшой перерыв был в девяностые, но он оказался неэффективным и недостаточным».
Серьезной проблемой для многих стало крушение ожиданий, имевших место в те же девяностые – фрустрация. «В начале девяностых все более-менее нормальные люди считали, что мы встали в колею цивилизованных стран. Но нет, мы по своей колее подъезжаем сейчас к таким станциям как Пхеньян, Иран, с промежуточной остановкой в Венесуэле», - отметил Лев Щеглов.
Попытка все упростить приводит к бинарной позиции: примитивное сознание пытается познать мир «попроще»: друг – враг, белое – черное, мужчина – женщина. Хотя реальный мир, на самом деле, намного сложнее, состоит из многих цветов и оттенков. Результатом попыток упрощения окружающей действительности стала и идеализация прошлого. «Когда человек свято верит, что раньше было лучше, это уже серьезная проблема. Это уже поближе к Альцгеймеру», - подчеркнул Лев Щеглов.
Одним из наиболее распространенных психологических заболеваний у россиян Лев Щеглов назвал разного рода неврозы: «Все мы – невротики. Мы – не очень счастливы, растеряны. Мы не понимаем будущего, не верим в него и ничего не планируем». Именно из-за неврозов, по мнению доктора Щеглова, постсоветский человек – невеселый и попросту мрачный: «Глаза – мутноватые, лицо – мрачноватое. Это не воспитание и не биологические особенности. Это – результат неврозов».
Отсюда – и специфическое сексуальное поведение современного российского человека. С одной стороны – «уроки девственности» в школах, с другой – полное отсутствие каких-либо норм сексуального поведения в реальности. Как результат – эротическая скука, когда вполне нормальный человек, с нормальным гормональным уровнем к 40 годам может или полностью отказаться от секса, или предпочесть ему, если есть возможность выбора, к примеру, ужин с друзьями. При этом с одной стороны – множатся кружки асексуалов, с другой – сексоголизм (по аналогии с алкоголизмом, наркоманией и т. д.).
Дальше у России, у российского общества, по мнению специалиста, три пути: либо продолжится медленное гниение, либо наступит резкое выздоровление, либо – терминальная стадия, когда и общество, и страну может просто разорвать, как разорвало в свое время Советский Союз.
По окончании лекции Лев Щеглов ответил на вопросы. В частности, его спросили, возможно ли излечение российского общества в целом и людей по отдельности. Профессор ответил, что в этом он оптимист: пока организм жив, излечение возможно. Хотя это, конечно, очень тяжело и требует от людей серьезной работы над собой. Кроме того, обществу необходимо определиться в путях своего развития, какое будущее мы выбираем: архаику или XXI век, человека для государства или государство для человека.