Побеждает не самый сильный, а тот, кто идет до конца
«Ну что у вашего Явлинского за президентская программа? Начинаешь читать, и сразу натыкаешься: «прекратить противостояние и войну с Украиной», «признать присоединение Крыма в 2014 году незаконным», «вывести все российские подразделения из Донбасса»... И кто за него проголосует с такими предложениями?», — упрекают меня родственники.
Вопрос резонный — кто?
Но есть ответ: тот, кто умеет думать.
Еще тогда, когда только начиналась пропагандистская истерия о «возвращении Крыма в родную гавань», Григорий Явлинский предупреждал: не может в двадцать первом веке нормально жить страна, чьи границы в мире не признаны!
Действительно, практически никто в мире «присоединение» не признал, сколько бы Кремль не твердил мантры о «самоопределении». Российским властям напомнили и подписанные ими международные договоры, фиксирующие границы Украины, и их двойные стандарты (помнится, на попытку Чечни «самоопределиться» Кремль ответил не заявлениями об уважении воли народа республики, а ракетными обстрелами и ковровыми бомбардировками).
«Яблоко» заявило, что аннексия Крыма незаконна и должна быть отменена — и осталось в подавляющем меньшинстве. Причем, со всех сторон: помнится, Алексей Навальный уверял, что «Крым — не бутерброд», а Ксения Собчак, сетуя, что все ее друзья против Крыма, а она осталась в одиночестве, восхищалась «блистательно разыгранной политической комбинацией».
Затем, вдохновленные безнаказанностью «блистательной комбинации», российские власти руками российских же диверсантов организовали мятеж в Донецке и Луганске, начав необъявленную войну против Украины.
Со сторон Запада в ответ на это последовали экономические санкции — их в путинской элите встретили дружным хохотом: хвастливыми просьбами включить в санкционные списки и «не смешить наши Искандеры».
Прошло почти четыре года — хвастовство давно поумолкло: экономический кризис налицо.
Налицо вдвое упавший (по сравнению с началом 2014 года) курс рубля. Почти 40% официальной инфляции за эти годы (при куда меньшем росте зарплат и «замороженных» накопительных пенсиях, но непрерывно растущих тарифах). Рост цен на российские товары — после введения «контрсанкций» у них стало меньше зарубежных конкурентов. Дороговизна кредитов для предпринимателей — ввиду перекрытого в результате санкций доступа к дешевым западным кредитам.
А еще — нарастание бедности: по данным Татьяны Ворожейкиной, в 2017 году почти 14% населения получало доходы ниже прожиточного минимума. Сам этот «минимум» ужасающе низок: в 3 квартале 2017 года — 10326 руб. на человека в среднем и 8496 руб. для пенсионеров. Это, как справедливо полагает Ворожейкина, «не уровень бедности, это уровень нищеты». И расходы на здравоохранение в 2018 году в реальном исчислении (с учетом инфляции) урезаны на 4% по сравнению с 2017 годом. И на дорогостоящие операции для детей у государства «нет денег» — родители должны собирать их с протянутой рукой (зато главы «Роснефти» и «Газпрома» получают, по данным разных СМИ, от одного до нескольких миллионов рублей в день)...
Описанное состояние российской экономики — по словам Явлинского, ответ экономики на российскую политику.
Это — следствие «присоединения Крыма» и необъявленной войны против Украины.
Следствие выбрасывания сотен миллиардов рублей на бессмысленную и беспощадную войну в Сирии, где нет российских интересов, а есть только желание сохранить у власти диктатора Асада.
Следствие усиливающейся изоляции России от Европы и остального мира, когда в друзьях — только Асад, Мадуро да Ким Чен Ын.
Чтобы сменилась экономика, надо менять политику.
Этот вывод — ключевой в программе Явлинского, — чрезвычайно опасен для кремлевских пропагандистов, уверяющих, что путинская политика — единственно правильная, а все неприятности — это результат происков врагов, что «санкции нам не страшны и их вот-вот отменят», и что «Путин опять всех переиграл».
Это вывод куда опаснее, чем разоблачения воровства путинского окружения, рассказы об их запредельных богатствах, и обещания «посадить жуликов», придя к власти. Потому что он касается причин происходящего — а не следствий.
Именно поэтому вы, читатель, и не видите по телевидению (за редчайшими исключениями) выступлений Григория Явлинского с этим выводом.
Именно поэтому телевидение часами каждый день рассказывает о Путине и некоторых других кандидатах — но молчит о Явлинском, представляющем содержательную альтернативу нынешней власти.
Те, кто умеет думать и не отравлен ядовитой пропагандой — приходите на выборы.
Покажите, что таких, как вы — много, и с ними нельзя не считаться.
И не верьте хору нытиков, уныло вещающему, что «от нас ничего не зависит» и «за нас все решили».
От тех, кто не пойдет на выборы, действительно ничего не будет зависеть.
А если за людей можно что-то решить — и если это не маленькие дети, — значит, они не уважают сами себя.
Будьте другими — уважающими себя и отстаивающими свой выбор.
Борющимися до конца.
«Побеждает не самый сильный, а тот, кто идет до конца» — эти слова Григорий Явлинский повторяет очень часто.
И он прав — нередко удается победить в, казалось бы, безнадежных ситуациях.