Нужен президент, который никого не может посадить
21 октября, выступая в эфире «Эха» Григорий Явлинский говорил, естественно, о предстоящих президентских выборах.
О том, что страна ведет две войны — и самым первым и главным вопросом является прекращение войны с Украиной.
О том, что оппонирование путинскому режиму — это принципиальное противостояние войне, санкциям, милитаризации.
О том, что такую политику, как проводит Владимир Путин, можно проводить или за счет денег, или за счет страха, и когда уменьшается количество денег в системе – увеличивается количество страха.
О необходимости решения проблемы Крыма — где Россия нарушила все международные и внутренние законы.
О том, что надо прекратить войну в Сирии и постепенно выводить оттуда российских военных.
О том, что надо налаживать нормальные отношения с миром и прекратить создавать из России мишень, против которой постоянно назначаются те или иные санкции.
О том, что смысл его участия в выборах — в том, чтобы изменить политику в России, в частности — прекратить убивать людей.
И о том, что его успехом на выборах будет прекращение войны.
Каждый сам может сравнить позицию Явлинского с тем, о чем говорят другие кандидаты в президенты.
Сравнить с «я не за «Крым наш» и не «против», " я вне идеологических рамок», «я во власти всех знаю и смогу договориться», и вообще «я кандидат «против всех».
Или — сравнить с бесконечным «вы плохо живете, потому что все украли, во власти сидят воры, когда я стану президентом, я их всех посажу».
Первого кандидата вообще бессмысленно обсуждать. Тут уже ничего не поможет — даже Владислав Иноземцев возьмется писать экономическую программу (кстати, хочется спросить: а зачем «кандидату «против всех» экономическая программа?).
О втором кандидате стоит заметить, что во власти и в самом деле множество воров. И, как и давно знакомое «отнять и поделить», обещание «всех их посадить» и «отправить на скамью подсудимых» встречается бурными аплодисментами толпы. Вот только президент, который может кого-то посадить, у нас уже есть. И тому имеется немало примеров.
Нужно прямо противоположное: президент, который никого не может посадить, как бы ни хотел. Чье мнение не имеет ни малейшего значения для суда — который должен судить по закону, а не по указанию президента. В противном случае, — как показывает практика, — на скамье подсудимых очень быстро будут оказываться не нарушители закона, а враги президента.
Поэтому надо говорить об изменениях Системы — а не о замене персоналий в главном кресле страны.
Не о том, КТО будет вместо Путина с теми же полномочиями, позволяющими протежировать «своим» и преследовать «чужих» — а о том, ЧТО будет вместо Путина. Как об этом говорят Явлинский и «Яблоко».
Не кандидат «против всех» и не кандидат ««Крым не бутерброд» (выступающий к тому же за гарантии неприкосновенности Путина) опасны для Кремля.
Опасен только Явлинский — который четверть века сохраняется в политике с теми же принципами, не обманывая и не воруя.
Которому ни «справа», ни «слева» не могут предъявить ничего — кроме в очередной раз вытащенных из нафталина обвинений в том, что он «ни с кем не договаривался», или что он «согласовывал списки в администрации президента».
С теми, кто проводил реформы для подавляющего меньшинства, организовывал гиперинфляцию, проводил криминальную приватизацию, шел на выборы с лозунгом «Путина в президенты» и радовался «возрождению российской армии в Чечне», Явлинский и правда не хотел договариваться.
Что касается списков — неужели в Кремле можно было «согласовать» Сергея Ковалева или Льва Шлосберга, Валерия Борщева или Сергея Митрохина, Владимира Рыжкова или Дмитрия Гудкова, Николая Рыбакова или Галину Ширшину?
Как и двадцать лет назад, актуальным перед президентскими выборами остается принцип «голосуй головой!». А не сердцем или каким-нибудь другим органом.