Бомбы и детские садики
18 июня во Всеволожске прошел митинг «За зеленый Всеволожск». Под девизом «За дороги, детсады, школы, парки и озёра». Участвовали и выступали жители, местные активисты, инициативные группы, журналисты, а также представители и будущие кандидаты «Яблока».
Из общей тематики благоустройства и среды обитания – самой яркой, животрепещущей и ведущей стала проблема социальной инфраструктуры. Детские сады, школы и медицинские учреждения.
В последнее время в России появилась своеобразная тенденция. Есть жители, среди них есть семьи с детьми и есть очередь в детские сады. И вот – строится новый садик. Хорошо, казалось бы. Но до самого последнего момента жителям не ясно: будет ли детсад государственным, муниципальным или все-таки коммерческим.
Приведу справку. Стоимость посещения ребенком муниципального садика невелика – полторы-две тысячи рублей в месяц. А в частном учреждении может доходить аж до тридцати. Разница значительная.
Муниципальные власти хранят молчание. Уходят от ответа, увиливают. «Мутят воду» – как говорят в народе. У мам с маленькими детьми и так жизнь нервная – а тут еще с садиком непонятно что происходит.
Вот, например – Сертолово. Строится новый детский сад. Большой, современный. Администрация утверждала – муниципальный, для местных жителей. Строительная организация – коммерческий садик, деньги заработать. Так называемый инвестор – себе строим, для своих сотрудников.
А как же местные мамы и дети? Если конкретный детский садик «не подходит» – не так-то просто проблему решить. Это Ленобласть – расстояния между районами большие, дороги узкие…
И только когда организовалась инициативная группа, которая подняла шум в прессе и контролирующих органах, собрался народный сход – тогда появилась хоть какая-то ясность.
Местная администрация, припертая к стенке жителями, прессой, прокуратурой и омбудсменом – «созналась». Да, строит инвестор, по коммерческому договору. Но по окончании строительства – детсад будет выкуплен муниципалитетом.
Паспорт стройки 16 мая 2016 года. Госзаказа на данный подряд не обнаружено.
То же самое, после народного схода 19 мая 2016 года.
Понятная схема? Да, вероятно. Но почему тогда администрации нужно было запутывать жителей, бизнесменам отмалчиваться, а неизвестным лицам угрожать активистам? Присутствует коррупционная составляющая? Все может быть. Этому пока доказательств не найдено.
Вообще, подобные схемы, как например, «социальный объект в обмен на налоги» – не очень прозрачны. Не говоря уже о том, что многие подряды на такие стройки раздаются без конкурса. Это наводит на подозрения, что у местных чиновников могут быть свои определенные интересы в этих сделках.
И подобное происходит не только во Всеволожске или Сертолово. Проблема повсеместна. Например, в подмосковной Балашихе – так же «мутно» строился детский сад. Вот только жители никакой активности по этому поводу не проявили. И в результате, имеют коммерческий садик – за 20 т.р. в месяц. Нет, местная администрация, конечно же, выделила своим жителям субсидию – «с барского плеча» по 2 тысячи рублей…
Более того, чем дальше от мегаполисов и городских агломераций – тем выраженнее становится так называемая «оптимизация» социальных служб. Другими словами – укрупнение. Это когда поселковая поликлиника закрывается – а вместо нее ближайший врач остается в райцентре.
Например, Агалатово или Лесколово. Чтобы попасть на прием к врачу – придется ехать в Токсово. Двадцать километров. В одну сторону. Случись что, скорая помощь поедет из того же Токсово, те же двадцать километров. И столько же обратно. Там же и полиция с участковыми. Пожарных, слава богу, пока в поселках оставили.
Почему это происходит? Ответ у властей один: «Денег нет… (но вы там держитесь)». Ну, хорошо, бывает – приходится выкручиваться. Но почему тогда российский бюджет на «социалку», т.е. здравоохранение, образование и т.д. – это где-то процентов пять от бюджета силовых ведомств: армии, МВД, ФСБ? Воевать и закручивать гайки – деньги почему-то есть.
Приведу пример. Простая авиационная бомба стоит миллион рублей. Такие бомбы российские ВКС бросают в Сирии на объекты различных террористических организаций (запрещенных в РФ). Миллион рублей каждая.
Повторяю еще раз – миллион рублей. По некоторым подсчетам – это бюджет одной станции скорой помощи на полгода, а то и год.
Так может быть, лучше у нас будет меньше бомб, но больше – врачей и учителей?